Ткань один из древнейших материалов, используемых для украшения жилища. Сама фактура материала позволяет создать ощущение тепла и уюта, добиться оригинальности, живости контрастов и одновременно синтезировать единый интерьер с учётом потребностей и вкусов каждого члена семьи. Растительные волокна - настоящие регуляторы влажности, хорошие звуко и теплоизоляторы. Все эти замечательные качества делают ткань одним из важнейших материалов в оформлении жилья. Естественные, ограниченные цвета природных волокон не могут удовлетворить растущие потребности человека, его стремление проявить свою индивидуальность, отразить окружающую его природу. Поэтому человек издревле изыскивал средства и возможности украсить ткань. Самые древние способы - крашение и набойка известны у многих народностей мира, но наивысшего расцвета искусство декорирования ткани достигло на Востоке: в Индии, Индонезии, Китае и Японии. Быт людей, природные ресурсы, климат и религия—всё отражалось в подлинных произведениях искусства на ткани. БАТИК Искусство батика зародилось в Индонезии. В дословном переводе с яванского “ба-тик” - это рисование горячим воском. Для него использовались, как правило, хлопковые ткани. Именно на Яве искусство батика достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Рисунки были разнообразны: геометрический, растительный орнамент, мифологические сюжеты на темы Махабхараты, Рамаяны, преданий Индонезии, Бирмы, Суматры, изображения фантастических птиц и богов Востока. Индонезийский классический Батик малоцветен, сама техника ограничивала его палитру, цвет перекрывался при окраске не более десяти раз. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска-индиго. Рецепты изготовления синей краски, как и сами рисунки, были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. Многоступенчатый путь подготовки ткани для батика -вымачивание, отбеливание, кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском-крашение-сушка, повторяющийся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика - одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.
В начале XVII века в Индонезию вслед за португальцами попадают голландцы. Именно они открыли Батик для Европы. Просвещённые и свободные голландцы не могли не заметить, что настенные панно индонезийцев поразительно напоминают фрески в храмах и деревянные иконы славянских народов: фигуры изображены силуэтно, образы символичны и условны, а наличие характерных “трещинок” от воска ещё более подчёркивало это сходство. Знакомство с батиком сыграло немалую роль в развитии текстильного производства в Европе. Европейцы, будучи людьми менее терпеливыми, впоследствии модернизировали батик, создали электрические батик-штифты-приборы, позволяющие поддерживать воск в расплавленном состоянии.
В 1801 году Жозе-Мари Жаккар создал первый автоматический станок, позволяющий осуществлять определённую ткацкую программу с использованием перфокарт, вырабатывающий ткань с рисунком, созданным художником. Появляются разнообразные химические красители. Настоящий батик с его сложной технологией постепенно забывается.
Однако, на рубеже XIX-XX веков всеобщий интерес к росписи по ткани получил новое развитие. Благодаря всемирным выставкам, европейцы открывают для себя японское искусство. Мане, Дега, Тулуз-Лотрек, Ван Гог черпают в нём новые, необычные идеи. В творчестве Поля Гогена чувствуется влияние яванского, японского, полинезийского искусства.
В украшении японского интерьера очень широко использовались ширмы с росписью по ткани. Они украшались живописью, каллиграфией и стихами. Живописные приёмы, техника, сами материалы (тушь, шёлк) весьма близки к китайской каллиграфии. Техника росписи требовала большого умения, шёлк предварительно обрабатывался специальными составами, рисовым крахмалом, квасцами, и на нём писали, как на бумаге, полусухой кистью. Готовое произведение создавало ощущение роскоши в традиционно лаконичном японском интерьере.
На рубеже XIX-XX веков европейцев обуяла жажда экзотики. Привозные эстампы, лаки, керамика, разные безделушки порождают “японизм”, способствовавший рождению нового стиля - модерн. Ширмы, абажуры, гардины, панно и даже люстры в восточном стиле наполняют обыденную жизнь людей произведениями искусства. В наши дни по-прежнему ценится ручная роспись. Многие художники создают свои произведения, сочетая традиции яванского батика и японско-китайской росписи по шёлку. На смену воску приходит гутта, резерв на основе каучука и бензина, а упрощённая техника и появление акриловых красок делает роспись по ткани доступной всем желающим создать что-то своё, оригинальное, отвечающее собственным представлениям о красоте. В этом обзоре мы подробно остановимся на том, какие материалы и инструменты для росписи ткани представлены на отечественном рынке.
КАКИЕ КРАСКИ ВЫБРАТЬ? Краски для ткани подразделяются на две категории: профессиональные и класса “хобби”. Профессиональные краски требуют специальной подготовки и навыков работы. К классу “хобби” относятся, в основном, акриловые краски, которые содержат пластичную синтетическую смолу. Частицы пигмента в них связаны между собой эмульсией, которая после высыхания становится прозрачной. Одно из преимуществ акриловых красок - скорость их высыхания. Акрил высыхает, как только испаряется содержащаяся в нём влага, обладает хорошей кроющей способностью, великолепной яркостью цветов, не выгорает на солнце, не тускнеет со временем. Акрил растворяется в воде, которую можно использовать в качестве разбавителя. При этом большинство производителей выпускают свои разбавляющие средства, которые расширяют и дополняют возможности акрила. В отличие от других водных красок, акрил после высыхания не растворяется водой. Помимо этого он обладает хорошей агдезией (сцепление поверхностей разнородных тел), что позволяет использовать его для создания рельефов. К краскам класса “хобби” в мире предъявляются очень высокие требования: они должны быть экологически чистыми, не вызывать аллергии, не иметь резкого запаха, пройти контроль международных экологических служб и служб здравоохранения, поэтому зачастую они имеют более высокую стоимость. Сегодня на российском рынке представлено большое разнообразие красок для росписи ткани различных фирм-производителей. МАТЕРИАЛЫ Резервы (контуры)-составы, необходимые для того, чтобы предотвратить растекание краски. Проникая в ткань, резерв пропитывает её насквозь и создаёт как бы перегородку, которая не пропускает ни краску, ни любую другую жидкость. Резервы выпускаются различных цветов, что позволяет использовать их и в качестве дополнительной декоративной отделки. ВАЖНО! Многие производители пользуются названием «гутта», но в качестве резерва может использоваться только гутта на резиновой основе. В отечественных натуральных тканях используются синтетические добавки, поэтому в импортные резервы лучше добавить немного бензина, это улучшит их проникающую способность и поможет избежать возможных неприятных неожиданностей.
Соль, мочевина, квасцы, сгустители, разбавители, грунты, очистители, закрепители, специальные средства и добавки служат для работы в различных техниках и создания дополнительных эффектов.
РАМЫ Рама - один из основных и необходимых вам инструментов. Натянутая на раму ткань поможет избежать искажения размеров рисунка, несовпадения контурных линий, даст равномерное растекание краски. Если ткань натянута правильно, то брошенная на середину булавка отскочит от неё вверх. Рамы ступенчатых конструкций позволяют натягивать материал, скрепляя рейки в специальных пазах (ступенях). Они очень просты в обращении, но требуют использовать ткань определённого размера, который нужно подбирать под расстояние ступеней рамы, что неудобно при работе с тканью с обработанными краями. Этого недостатка лишены рамы, которые закрепляются гайками и болтами, свободно передвигающимися в пазах. В качестве рамы для больших работ подойдёт подрамник. Для небольших рисунков можно использовать пяльцы. ВАЖНО Деревянные рамы перед натяжкой ткани оклейте скотчем или любой клейкой лентой, что убережёт дерево от попадания на него воды и краски. После удаления клейкой ленты рама останется сухой и чистой и не запачкает вашу следующую работу. КИСТИ Для начала желательно иметь как минимум три-четыре кисти. Кисть для росписи ткани должна быть упругой, с длинным ворсом, хорошо брать и отдавать влагу. Из натуральных подойдёт колонок, барсук, красная куница, тур. Вы должны проследить за тем, чтобы смоченная водой кисть имела острый кончик. Тонкие кисти (№№ 3-5) нужны для проработки мелких деталей, №№10-12 для росписи небольших и средних участков. Крупные участки расписываются мягкими и широкими кистями, или специальной веерной кистью. Фирмы предлагают кисти из синтетических волокон, бамбуковые, специальные кисти для работы в технике трафарета, мраморной технике. ВАЖНО! Кисть нельзя класть в воду кончиком вниз. После работы промойте её в чистой воде, добавив каплю средства для мытья посуды, это особенно важно при использовании акриловых красок. Влажную кисть не ставьте в стакан, прежде она должна хорошо высохнуть. ДРУГИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Трехзубчатые крючки и кнопки используются для натягивания и закрепления на раме ткани с необработанными краями. Булавки, иглы и «когти» необходимы для закрепления ткани, имеющей обработанные края. Пластмассовые флаконы - аппликаторы и металлические наконечники - канюли помогут выполнить тонкие линии и контуры при нанесении резерва и краски. Для этой же цели используется и специальная стеклянная трубочка. В продаже имеется специальный контурный рисовальщик, который позволяет держать ровную линию контура как начинающим, так и профессионалам. Спрей - пульверизатор понадобится для работы в свободной, трафаретной и аэрографической техниках росписи. Со временем вы можете приобрести и аэрограф, он гарантирует великолепный результат, но и стоит недёшево. Отечественные аэрографы дешевле, но при работе с ними возможны неприятности в виде клякс. Рапидограф может пригодиться, если вы решите украсить ткань изречениями великих мудрецов, строчками любимых стихотворений или захотите заняться каллиграфией на ткани. С помощью фантомного фломастера вы сможете перевести рисунок на ткань, не опасаясь ошибок при переводе рисунка, он исчезает при воздействии воды. Для этой цели подойдёт и очень мягкий карандаш. Пипетки нужны для забора красок из банок при смешивании. Палитры служат для смешивания красок. Камешки, термостойкие пуговицы, стеклянные шарики, прочные нитки и ленты пригодятся для создания эффектов в узелковой технике. Трафареты и специальные формочки для набойки помогут вам в выборе рисунка. Деревянные рамы для ширм, каркасы для абажуров, разнообразные рамки и паспарту служат для окончательного оформления выполненной работы. Фен, кроме ускорения процесса высыхания краски, может помочь добиться оригинальных колористических изменений в акварельной технике.
Источник: mpsamara.ru
|
|