Даша Гордеева: Как и обещала, в гостях актер Сергей Безруков. Сергей, доброго утра.
Сергей Безруков: Доброе утро.
Даша Гордеева: Хочу поздравить вас с новым назначением. Вы стали художественным руководителем Московского областного Камерного театра и Московского областного драматического театра имени А.Н. Островского.
Сергей Безруков: Уточню. Я стал руководителем Московского областного дома искусств «Кузьминки» и в будущем по совместительству буду руководителем Московского Губернского театра. Я сам придумал этот бренд. Я уже говорю бренд, потому что действительно такого еще не было. Такого названия, Московский Губернский театр, еще не было. Прекрасно, когда начинаешь с нуля и когда придумываешь название, которого доселе не было. Интересно.
Даша Гордеева: В «Табакерке» вы при этом продолжите играть?
Сергей Безруков: Все, трудовая книжка теперь уже в Кузьминках по адресу Волгоградка, 121. В «Табакерке» я не работаю официально, я там приглашенный артист. В театре, в котором я проработал 20 лет верой и правдой. Немного грустно, но с другой стороны, время идет. Я продолжаю там играть три спектакля. «На всякого мудреца довольно простоты» идет теперь на сцене МГТ, в Кузьминках, спектакль, который я вчера отыграл во МХАТе, и «Женитьба Фигаро». Олегу Павловичу удобнее во МХАТе, и я буду играть во МХАТе. Поэтому «Женитьба Фигаро» и «Похождение, составленное по поэме Н. В. Гоголя „Мертвые души“» пока идут там. Меня можно будет увидеть не только во МХАТе, но и в Кузьминках.
Даша Гордеева: Вы, как актер, будете присутствовать на сцене в Кузьминках?
Сергей Безруков: Конечно. Я появлюсь на сцене МГТ уже через год. Я начинаю репетировать с августа следующего года. Думаю, в следующем сезоне будет премьера со мной в главной роли. Это будет музыкальная постановка. Очень интересный режиссер, интересная тема. Пока я выступаю как режиссер, взял на себя первый удар. Поставлю Островского с Дмитрием Дюжевым в главной роли. Я делаю из сочетания двух пьес Островского, одна из них – «Бешеные деньги», она современна всегда. Сам спектакль будет называться «Нашла коса на камень». Это, кстати, первая редакция «Бешеных денег». Так пьеса называлась изначально. Дальше уже Сергей приступил к репетициям, прошла первая читка, и уже к середине декабря он начинает плотно работать над постановкой «Первого второго пришествия» Алексея Слаповского. Очень интересное произведение, Алексей специально для нас сделал инсценировку своего романа. Мы с Лешей знакомы уже 10 лет. Я сам хотел играть в «Первом втором пришествии», мне очень хотелось, чтобы было кино, и я бы сыграл главную роль. Но уже годы прошли. Главного героя играть я не могу просто по возрасту, но мне очень нравится произведение. Оно издавалось и за рубежом, и у нас. Режиссером будет Сергей Пускепалис. Он, оказывается, мечтал снимать кино. Познакомились и решили сделать это у меня. Тем более, что тема губернская, у меня самый главный герой — это человек губернии. Те самые люди, которые живут за МКАДом.
Даша Гордеева: Вы же москвич?
Сергей Безруков: Я москвич, но в первом поколении. Мои мама с папой, они провинциалы коренные. Бывает, люди уезжают из столицы или их вывозят, это не коренные провинциалы, а у меня мама с папой – коренные волжане. Нижегородская губерния, город Лысково. Отец вообще из деревни Белавино.
Даша Гордеева: Ваш отец работал в Театре сатиры?
Сергей Безруков: Он работал в пушкинском театре долгое время. Это были его лучшие годы, я так полагаю, он там сыграл огромное количество главных ролей, и это были потрясающие роли.
Даша Гордеева: Вы наверняка маленький к папе на работу ходили...
Сергей Безруков: Я действительно многих видел, можно не уточнять. Потому что Театр сатиры, вы понимаете, кто это. Папанов, Миронов... Это золотая классика нашего кино и театра. Я был с ними знаком. Я, маленький Сережа Безруков, здоровался с Анатолием Дмитриевичем Папановым. Я помню его теплую большую руку, рукопожатие очень теплого доброго человека. Я запомнил это на всю жизнь. Андрей Александрович Миронов... искренний, легкий, очень располагающий к себе человек. У них была красная комната в Театре сатиры. Я помню, как я наблюдал предпремьерную репетицию. «Прощай, конферансье» – спектакль, в котором отец тоже участвовал. Я помню, как Андрей Александрович Миронов говорил напутственные слова как режиссер, очень нужные слова актерам.
Даша Гордеева: Таким большим личностям свойственна самоирония. Насколько это необходимое качество для актера?
Сергей Безруков: Это важное качество. Это здоровье актера. Если он перестанет относиться к себе с юмором, то все, он кончается как актер. Понятно, что самоирония самоиронии – рознь. Если ты играешь серьезную роль, то самоирония может роли помешать. Если ты не будешь верить в предлагаемые обстоятельства, то все. Самоирония чуть-чуть отстраняет от персонажа, а ты должен вживаться в роль и жить ею. А в жизни это большой плюс.
Даша Гордеева: Вы считаете себя человеком с чувством юмора?
Сергей Безруков: Да.
Даша Гордеева: У нас всегда принято было, что театр – это серьезная работа, а кино – это что-то более попсовое. У вас такое же отношение?
Сергей Безруков: Смотря какое кино и смотря какой театр. Есть театр, который работает на скандалах, а есть такое же кино. Настоящее кино и настоящий театр, они никогда друг другу не помешают. Они будут только «в плюс» актеру. Есть халтура. Это уже вопрос насколько ты себе это позволяешь или не позволяешь. Я не упрекаю актеров, которые снимаются в мыльных операх. Надо что-то есть. Если нет другого выбора, то ты делаешь выбор в пользу выживания. Хотя, я думаю, что можно найти способ, чтобы избежать такого падения. Говорить о том, что я всегда попадал в фильмах «в десятку»... За свою роль я могу ответить, за все кино я уже отвечать не могу. Что бы ты ни делал, у тебя есть только актерская задача. Я считаю, что я всегда работал честно. Это уже та самая лотерея, когда ты не знаешь, будет ли эффект фильма тем самым, который планировали. Несмотря на это, каждая из ролей запоминается. Просто так я никогда не соглашался, я всегда смотрел на роль, которую я буду играть, и на то, что она мне может дать как актеру. Это было всегда самое важное.
Даша Гордеева: Можно ли сказать, что Есенин, Высоцкий, Пушкин были для вас ролями мечты?
Сергей Безруков: Я не могу сказать, что я мечтал о роли Высоцкого. Я любил с детства его песни. Есенин — да, это поэт семьи. Отец был увлечен им где-то с 25 лет, он еще до Сергея Никоненко сыграл Есенина, в фильме-опере «Анна Снегина» Агафонникова. Он тогда впервые вышел в образе Есенина, еще до всех актеров, которые потом играли поэта. Это любовь на всю жизнь. Поэтому первое стихотворение, которое я выучил, было «Белая береза под моим окном». Это было первое стихотворение, которое я выучил в жизни. Назвали меня в честь деда и в честь Есенина, конечно. Сыграть Есенина это была детская мечта, которая воплотилась в 1995 году, когда я вышел на сцену Ермоловского театра. Тогда я понял, что такое успех. В 22 года! Я только окончил школу-студию МХАТ, только поступил в «Табакерку», только сделал первые шаги на сцене. Помню, как я вышел на поклон. Я действительно потерялся, я впервые услышал, что такое овация. Ты на это очень сильно подсаживаешься и уже без этого не можешь. Это может и разрушить, и стимулировать. Я очень бережно храню это впечатление.
Даша Гордеева: Какое ваше любимое место в Москве?
Сергей Безруков: Москва сейчас стала большая.
Даша Гордеева: Ограничимся Старой Москвой.
Сергей Безруков: До какого года?
Даша Гордеева: Садовое кольцо возьмем.
Сергей Безруков: Тверской бульвар. Помню себя еще маленьким, я ходил к отцу в Пушкинский театр. Один из лучших памятников Есенину – на Тверском бульваре. Причем это место, где Есенин встречался с Августой Миклашевской. Я очень люблю там гулять. Мой театр в Кузьминках находится рядом с Есенинским бульваром. Там тоже стоит замечательный памятник Есенину. Мне бы очень хотелось встретиться там, перед спектаклем «Хулиган. Исповедь», премьера которого состоится 3 октября в Кремле. Я думаю, что мы встретимся.
Даша Гордеева: У вас Твиттер есть?
Сергей Безруков: У меня довольно активная история с твиттером. Понятно, что есть люди, которые мне помогают, но я многим занимаюсь сам. В Фэйсбуке люди просто ждут меня, они знают мой график. 40 000 – довольно серьезная аудитория. Что касается Фэйсбука, Одноклассников, ВКонтакте, Твиттера и Инстаграма, там очень много подписчиков, которые ждут отчета. Я люблю фотографировать. Есть образование художника, поэтому я люблю хулиганить с фотографиями. Не все видели те города, в которых я побывал. А им интересно! Поэтому у меня задача просветительская, я должен отщелкать все интересные места. Причем спросить у местных, что интересного есть в их городе.
Даша Гордеева: Вы позволяете себе пешие прогулки?
Сергей Безруков: Конечно, город нужно обязательно пройти ножками. Тогда ты знакомишься с городом. Когда я начал делать фото, количество людей, которые писали восторженные отзывы, увеличилось. Позитив сейчас необходим, позитив в соцсетях. На негативе невозможно построить ничего. Немножко не угадали продюсеры с фильмом «Джентльмены, удачи!», они решили построить pr-компанию от обратного, на негативе. Вызвать бурю эмоций, покусившись на святое. А получилось, что только поймали страшную волну негатива.
Даша Гордеева: В студии слушатели из Клуба Серебряного Дождя: Марина, Лиза, Сурен. Кто из вас первый готов задать вопрос?
Лиза: Как бы вы описали себя одним словом?
Сергей Безруков: Человек-праздник, который всегда с тобой. Потому что люди уходят с ощущением праздника, хотя я играю и драмы, и трагедии. Люди уходят с ощущением того, что они что-то открыли в себе заново, а это праздник.
Даша Гордеева: Ваши знакомые вас так же оценивают? Есть люди, которым хочется позвонить, сказать: «Скажи мне что-нибудь хорошее». Вам так звонят?
Сергей Безруков: Люди в соцсетях уже ждут, но я не могу сидеть там постоянно. Хотя, возможно, нужно этим заниматься. Сказать добрые слова людям, им это нужно. Люди разучились говорить добрые слова друг другу, заменяют негативом. Если ты не можешь справиться с негативом, лучше промолчи, не заражай всех остальных.
Марина: Доброе утро, Сергей.
Сергей Безруков: Доброе.
Марина: Что в вашем театре предусмотрено для детей, подростков?
Сергей Безруков: Есть детский репертуар. Сейчас два театра объединяются. И у театра имени Островского, и у Камерного театра были замечательные детские спектакли, которые я оставил. На ближайшие три года хватит. Детский репертуар у нас есть, просто нужно что-то исправить. Есть мюзикл «Три поросенка», который будет идти на малой сцене. Ребята, выпускники ГИТИСа, очень хорошо поют. Это даже взрослым будет очень любопытно.
Сурен: Вы сказали, что мечта детства у вас уже осуществилась. Расскажите о взрослой мечте. Что бы вы хотели сыграть?
Сергей Безруков: Не задумывался над тем, чтобы ставить себе задачу сыграть что-то определенное. Мечты выдавать не буду. Есть роли, которые хотелось бы сыграть, но говорить о них из суеверия актерского тоже не буду. Самая основная мечта у меня – взять Кремль. Есенина когда-то Троцкий вызывал в Кремль, предлагал возглавить журнал крестьянских поэтов. Есенин отказался, потому что понимал, что это подстава, придется отвечать за то, что они будут там писать. Крестьянин был тогда неудобен для власти. Рабочий — да. Крестьянин — нет.
«Хулиган. Исповедь» – спектакль, шоу. Там есть и кордебалет, и большой оркестр, и огромные экраны. Но это все-таки культура. Потому что это есенинское слово, откровенное, искреннее, настоящее.
Даша Гордеева: Сергей, огромное спасибо, что к нам пришли!
Сергей Безруков: И я помчался в театр, у меня работа. Спасибо большое.