Троллейбус в предвоенные годы (1933 - 1941)
29 сентября 1933 г. президиум Ленсовета принял решение о пуске троллейбуса в Ленинграде. Планировалось изготовить на ВАРЗе четыре опытных машины и 1 мая 1934 г. открыть первый маршрут по ул. Дзержинского от Адмиралтейства до Витебского вокзала. Однако планы изменились, и пуск троллейбуса задержался почти на два года.
Многие ленинградцы совершенно не представляли в начале 1930-х гг. как выглядит троллейбус и каким образом он будет работать.
Статья начальника Транспортного управления Ленсовета И. Михайлова и управляющего «Лентрамваем» Л.Фрушкина, помещенная в «Ленинградской правде» в сентябре 1935 г., в популярной форме знакомила горожан с новым видом электрического транспортного средства — троллейбусом:
«В 1936 г. к существующим в Ленинграде видам городского транспорта прибавится новый: это — троллейбус. Он уже курсирует по улицам Москвы, намечен к эксплуатации в Киеве и Ростове...
Ленинградцы, побывавшие в Москве, знают, что из себя представляет троллейбус. Это — безрельсовый трамвай. Его электрический мотор, так же как и у трамвая, питается от контактной сети. Наподобие автобуса он снабжен пневматикой и двигается по мостовой. Специальная конструкция роликовых токоприемников позволяет троллейбусу отклоняться от сети в сторону на 4—5 метров.
Положительные качества троллейбуса, заимствованные им от трамвая и от автобуса, несомненны.
Это, во-первых, — отсутствие рельсовых путей, во-вторых, возможность посадки пассажиров прямо с тротуара, в-третьих, повышенная скорость (17—18 км в час), в-четвертых, наконец, плавный и бесшумный ход. Несомненное удобство эксплуатации троллейбуса заключается и в том, что он, в отличие от трамвая, питается током от местных электроцентралей.
Есть у троллейбуса и некоторые минусы: по сравнению с трамваем — меньшая провозная способность, по сравнению с автобусом — невозможность свободно менять направление маршрутов.
Но, несмотря на это, ввести в эксплуатацию троллейбус у нас безусловно целесообразно».
Далее в статье говорилось, что к 1938 г. в Ленинграде будут курсировать 400 троллейбусов и протяженность сети составит 80 км. К 1945 г. количество троллейбусов будет доведено до 1 000. Для обслуживания машин должно быть построено 6 парков и ремонтный завод.
Троллейбусное движение намечалось организовать на тех улицах, где нет трамвая и автобуса, а также там, где трамвайные линии проводить неудобно — ул. Дзержинского, наб. Фонтанки, Разъезжая ул. и др. Работа троллейбуса на этих магистралях должна была не только обслужить местный поток пассажиров, но и разгрузить близлежащие трамвайные линии — пр. 25 Октября (Невский пр.) и ул. 3 Июля (Садовая ул.)
Троллейбусное движение предполагалось ввести и на основных магистралях города, где проходил трамвай: пр. 25 Октября, Кировский пр. Здесь троллейбус оказывался особенно удобным для пассажиров, едущих на небольшие расстояния.
Городская и многотиражная пресса уже писала о создании троллейбусного парка, о прокладке маршрутов, о размещении заказов необходимого оборудования на местных заводах.
Строительство троллейбусного хозяйства началось осенью 1935 г. В Тресте «Лентрамвай» 10 октября 1935 г. была создана троллейбусная группа в составе технико-проектного отдела, возглавляемая О.Н. Штерцером. В сжатые сроки она подготовила проектную документацию на строительство контактной и кабельной сети троллейбуса (главный инженер проекта А.И. Лавина). Проектная контора «Лентрамвая» сразу же приступила к проектированию постоянного троллейбусного парка в Московском районе. Однако его строительство шло замедленными темпами.
Тогда под руководством О.Н. Штерцера началась реконструкция 3-го депо трампарка им. Смирнова под временный троллейбусный парк. В третьем депо две траншеи были отведены для поточного метода контрольного и профилактического осмотра машин. А две другие траншеи были перекрыты и на них разместились специализированные троллейбусные мастерские (шинная, обойная, электрическая, автомеханическая), отделенные друг от друга деревянными щитами. Кузнечной, слесарно-механической, сварочной мастерских и компрессорной станции создаваемый парк не имел, а пользовался мастерскими трампарка, где ему были выделены рабочие места. Все заказы временного троллейбусного парка выполнялись через ПТО трампарка, возглавляемого в то время В.А. Поповым.
В парк троллейбусы должны были въезжать с Дегтярного пер., а выезжать на задний веер и через ворота на ул. Моисеенко.
Значительная доля забот выпала трамвайщикам-энергетикам. Начальник треста «Лентрамвай» Л.Л. Фрушкин возложил на эту службу ответственность за подготовку энергосистемы к пуску троллейбуса.
Получив проектную документацию на строительство контактной и кабельной сети, Энергослужба под руководством начальника контактной сети Б.Т. Иванова и начальника кабельной сети Я.А. Рейфера приступила к осуществлению этого проекта. Необходимо отметить важный вклад Б.П. Наумова в создание спецчастей контактной сети троллейбусного транспорта. Были созданы пересечения троллейбусных проводов с трамвайными, при которых оба вида транспорта работали бы нормально. Таких пересечений на трассе оказалось 14. Изготовлялись эти изделия в мастерских Энергослужбы. Пересечения многие годы находились в эксплуатации и даже были позаимствованы у нас москвичами и киевлянами.
Кроме упомянутых специалистов, следует назвать и других, чей труд и энтузиазм помогли справиться с заданием и досрочно подготовить энергосистему к пуску троллейбуса. Это мастера и монтеры-контактники: А.Ф. Жарков, А.И. Антонов, А.П. Серебренников, В.В. Торопов, П.М. Саустин, А.И. Евстигнеев, Б.Г. Чистосердов, и кабельщики: А.Д. Якович, Н.И. Виноградов, А.И. Самсонов.
К осени 1936 г. контактная сеть была полностью готова.
В создании нового вида движения участвовали не только специалисты из «Лентрамвая». По распоряжению горкома партии заказы троллейбусников приняли несколько ленинградских предприятий. Особенно большую помошь оказали завод «Пролетарий», поставивший тысячи изоляторов, и «Красный треугольник», изготовивший массу различных изоляционных изделий.
Для питания первой трассы кабельщики проложили два фидера: от подстанции им. Урицкого по Дегтярной ул. к Невскому пр. и от Центральной подстанции по ул. Толмачева (ныне Караванной) также к Невскому пр.
Первая группа водителей троллейбуса в 1936 г. стажировалась в Москве, где уже было троллейбусное движение. В Ленинграде в группы водителей троллейбуса набирали лучших вагоновожатых и шоферов. В Учебном комбинате их обучали особенностям управления новой техникой. Изучать ее стати и слесари-автомеханики, которым предстояло осматривать и ремонтировать машины.
Газета «Смирновец» 11 октября 1936 г. писала: «В настоящее время в парке усиленно идет подготовка к пуску троллейбусов. Водители троллейбусов заканчивают занятия при Учебном комбинате. Из 24 человек сдали экзамены 18 товарищей. Из них на отлично — 4, на хорошо — 8. Практическая езда на троллейбусе уже началась. Каждый из водителей должен пройти не менее 25 часов практической езды. В Школе вагонных бригад начали готовить 25 человек кондукторов.
Группа бригадиров готовится к осмотру троллейбусов в депо».